RSS
Лукьянова Г.Н. «Я ВИЖУ НЕКИЙ СВЕТ»…» Фотоальбом. М.: Музей истории фотографии. 2010. – 198 с.

Музей истории фотографии (находится в г.Коломне) при участии М. И. Голосовского выпустил в свет прекрасно изданный фотоальбом Галины Николаевны Лукьяновой «…Я вижу некий свет», ставший творческим отчетом автора за многолетнюю плодотворную работу в фотоискусстве.

В фотоальбом вошли 105 выставочных фотографий, снятых за период с 1976 по 2003 годы, раскрывающие следующие темы: «Солнцеворот», «Тихая жизнь», «Тихая жизнь – 2», «Русальная неделя», «Осенняя тетрадь», «Крестьяне, деревня Вышгород», «Покинутая деревня», выполненных в жанрах «Натюрморт», «Пейзаж», «Психологический портрет».

 Фотохудожник Галина Николаевна Лукьянова более сорока лет творчества посвятила служению фотографии. Свой долгий путь к вершинам фотоолимпа она начала в далекие семидесятые годы 20-го столетия, в эпоху расцвета черно-белой любительской фотографии. Однажды в 1969 году, работая техником-конструктором на Красногорском механическом заводе, переступила порог заводского фотоклуба «Красногорск», да так и осталась влюбленной в фотоискусство на всю жизнь.

Первым ее наставником стал руководитель клуба Михаил Иванович Голосовский, который среди многих способных фотолюбителей открыл фототалант и в Галине Николаевне. Он же и привел в 1970 году молодое дарование в Московский фотоклуб «Новатор», где познакомил ее с великолепным учителем, патриархом фотографии  Александром Владимировичем Хлебниковым, ставшим на долгие годы для Г.Н.Лукьяновой лучшим наставником и фотомаяком в познании безбрежного океана художественной фотографии.

Просмотр и обсуждение фотовыставок, встречи и беседы с ведущими фотохудожниками страны о развитии отечественной и зарубежной фотографии помогали Галине Николаевне впитывать в себя все лучшие традиции русской фотошколы.

 Увлечение фотографией становилось с каждым днем настолько сильным, что она меняет свою прежнюю профессию и становится детским фотопедагогом.

Плодотворная многолетняя работа с 1970 по 1994 годы в Доме пионеров, в клубе юных техников, молодежной фотостудии «Зоркий» помогла Г.Н.Лукьяновой накопить бесценный педагогический опыт и разработать авторскую уникальную методическую программу преподавания в детских фотокружках для школьников разных возрастов.

Вот по этим прекрасным методикам в СССР и преподавали большинство руководителей молодежных фотостудий.

 Ее постоянные рубрики «Язык фотографии» и «Школа Галины Лукьяновой» в журнале «Советское фото» открыли многим фотолюбителям разных поколений в нашей стране новые страницы познания секретов фотографии.

О своей работе с детьми Галина Николаевна пишет следующее: «…Мне нравилось, что под моим влиянием ребята расцветали, как цветы, делались все интереснее. Я очень любила их фотографии», «…Я учила ребят языку фотографии и училась сама».

Кроме педагогической работы с детьми, Г.Н.Лукьянова постоянно оттачивала грани своего таланта. Она успешно окончила в 1972 году школу фоторепортажа, а затем институт журналистского мастерства, факультет фотожурналистики при Союзе журналистов СССР.

Используя полученные знания, а терпения, трудолюбия и таланта ей было не занимать, Г.Н.Лукьянова начинает последовательно шаг за шагом пробовать свои силы в трех жанрах фотографии: пейзаж, натюрморт и психологический портрет.

В кратком обзоре невозможно рассказать о каждой фотографии , вошедших в фотоальбом,  отдельно. Я лишь поделюсь своими впечатлениями о некоторых из них.

Тема «Тихая жизнь» знакомит с миром натюрморта, занимающего особое место в творчестве автора. Художник с помощью естественного света, грамотного построения композиции передает на каждом кадре объемы, внутреннее состояние вещей и предметов городского и деревенского обихода, как будто сами вещи живут своей отдельной жизнью.

«Осень» – очки, лежащие на стопке книг, внимательно рассматривают через промерзшее стекло окна соседнего дома.


Тема «Солнцеворот» снималась автором в деревне Вышгород в течение 12 лет. В этих снимках отражается безграничная любовь Галины Николаевны к природе родного края, раскрывается талант художника русского пейзажа. Ее фотографии-картины наполнены глубоким внутренним содержанием, широкой гаммой настроения каждого дня и времени года.

«Ожидание»вселенским пространством, торжеством весны звучит снимок, где одинокое дерево, опираясь на оттаявшую от снега землю, тянет свои ветви к огромному бездонному небу, затянутому плотными облаками, через пелену которых с трудом пробивается солнце.

«Вода прибывает», «Половодье»круговоротом, неукротимым движением воды наполнена река Протва и создается ощущение, что этот стремительный потоп вот-вот хлынет через край с двух фотографий, расположенных в альбоме рядом друг с другом.

«Закат» весенний пейзаж, снятый с верхней точки, раскрывает взору всю глубину панорамы. Подтопленные в реке деревья и черный оттаявший берег на переднем плане приводят взгляд к солнцу, уходящему за полоску леса. Фотография, тонированная в синий оттенок, еще больше добавляет глубины  в вечерний сюжет.


Тема «Русальная неделя»: «Старая ель»приводит в глушь леса, где старая ель с толстыми корявыми ветками и заросли папоротника являют собой  неповторимый сюжет забытого богом места на земле.

«Ведунья» необычен и колоритен портрет старушки в лесу с посохом в руке, проходящей мимо замшелой ели. Он создает  иллюзию персонажа «хозяйки сказочного леса», как будто возникшей из небытия,   случайно оказавшейся перед объективом фотографа.


Тема «Крестьяне. Деревня Вышгород» имеет историю с 1976 по 1996 год. Г.Н.Лукьянова познакомилась и подружилась со многими жителями деревни. С годами они перестали стесняться фотосъемки, стали больше доверять ей. Это помогло автору создать психологически точные портреты людей разного возраста, характера и настроения: «Михаил Христинин – деревенский философ», «Семья Трухачевых», «Пастух Михаил Ершов и семья Христиных», «Света», «Лида». Следует отметить успешно снятые жанровые и репортажные сценки из деревенской жизни.

Тема «Покинутая деревня»в 70-е и 80-е годы двадцатого века новые города требовали много рабочих рук. Молодые ребята и девчата покидали навсегда родную деревню. Оставшись наедине с одинокими, немощными стариками и старухами, деревня медленно умирала. Зарастали  травой и кустами дворы, кладбища и бесхозные дома, наступало  одиночество и забвение: «Кончина», «Окно», «Последняя и последний  в деревне».

Тема «Осенняя тетрадь»: «Дождь» тонкое, молодое, промокшее деревце с каплями дождя с последними листьями на ветках одиноко стоит на холодном ветру и безучастно ожидает начала зимы.

«Дорога в поле»длинная и слякотная дорога с белой порошей первого снега уходит через поле в серую промозглую даль. У края дороги стоит бездомная  собака с тоскливым выражением глаз и с желанием найти себе где-нибудь уютное пристанище.

 

Ее постоянные рубрики «Язык фотографии» и «Школа Галины Лукьяновой» в журнале «Советское фото» открыли многим фотолюбителям разных поколений в нашей стране новые страницы познания секретов фотографии.

Фотохудожнику тех лет, идущему своим путем, умеющему видеть и думать по-новому, было всегда сложно пробиться через частокол предвзятых убеждений «специалистов», что эти темы надо снимать только так, а не иначе. Трудно было доказать в ту пору – фотографии  с новым почерком тоже имеют право на жизнь. Галина Николаевна вспоминает: «… Хотелось показать людям то, что тебе дорого. Но такой возможности в прошлые годы не было. Не вписывалась я со своей фотографией в фотоканоны 80-х годов. Но моя мозаика из разных фотоциклов постоянно обрастала новыми карточками. Из тех, что экспонировались на выставке, самая «древняя» снята в 1977 году».

Долгая, трудная, кропотливая и настойчивая работа в разных жанрах стала приносить свои плоды, у автора появился особый самобытный фотографический почерк.

Учитывая самоотдачу, высокую требовательность к себе и своим фотографиям, она довела культуру исполнения снимков до высокого совершенства. Впоследствии творчество Г.Н.Лукьяновой открыло особое направление в русской фотографии, обрело своего зрителя и поклонников, стало визитной карточкой на многих престижных фотовернисажах, принесло ей заслуженную славу.

Все фотоснимки  Г.Н.Лукьянова отсняла в основном всего в двух местах: в Красногорском Ново-Никольском и деревне Вышгород под Вереей. В Ново-Никольском она живет в зимнее время. Здесь в отдельной комнате, оборудованной под фотолабораторию, происходит таинство печати контрольных и выставочных фотографий, а в свободное время в доме идет съемка натюрмортов. С наступлением каждой весны в кофр укладывается фотоаппаратура, блок черно-белой широкой пленки и фотохудожник уезжает в свой любимый уголок в Подмосковье – деревню Вышгород. Там с трепетом в душе фотоохотника обходит давно знакомые тропинки, поляны, перелески, берега рек, чтобы наедине с природой еще раз увидеть и запечатлеть на фотопленку свои лучшие и неповторимые кадры русского пейзажа. Здесь же в деревне с удовольствием снимает натюрморты и простых деревенских жителей.

За прошедшие десятилетия Галина Николаевна постоянно находилась в гуще фотографической жизни страны. В период с 1976 по 2005 годы она – участник и призер персональных и групповых фотовыставок, проходивших в нашей стране и за рубежом. Ее работы опубликованы во многих книгах и журналах нашей планеты. Трижды награждена золотыми медалями ВДНХ.

О своих фотоработах Г.Н.Лукьянова пишет: «…Для меня фотография – это способ существования, она мне необходима для сохранения чувства равновесия. Мы живем в реальном мире, но реальность такова, какой мы ее видим. Так вот, мир, изображенный на моих фотографиях, для меня реален. Я, конечно, знаю, что он другой, но все же, в какие-то моменты, он бывает таким, каким я хочу его видеть».

«…Наверное, именно поэтому я признаю для себя только ту фотографию, которая несет в себе черты документа, т.е. отпечатана с одного негатива и без каких-либо технических приемов, искажающих натуру».

 А.И.Давыдкин,

член Союза журналистов России.

Добавил(а) Dinka / 25.05.2019 в 16:59 / Просмотров: 3780 / Люди
Комментарии / 0
Оставить комментарий
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
КрасногорскOnline
© 2016 Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка Красногорск online обязательна. 16+