Музей истории фотографии (находится в г.Коломне) при участии М. И. Голосовского выпустил в свет прекрасно изданный фотоальбом Галины Николаевны Лукьяновой «…Я вижу некий свет», ставший творческим отчетом автора за многолетнюю плодотворную работу в фотоискусстве.
В фотоальбом вошли 105 выставочных фотографий, снятых за период с 1976 по 2003 годы, раскрывающие следующие темы: «Солнцеворот», «Тихая жизнь», «Тихая жизнь – 2», «Русальная неделя», «Осенняя тетрадь», «Крестьяне, деревня Вышгород», «Покинутая деревня», выполненных в жанрах «Натюрморт», «Пейзаж», «Психологический портрет».
Фотохудожник Галина Николаевна Лукьянова более сорока лет творчества посвятила служению фотографии. Свой долгий путь к вершинам фотоолимпа она начала в далекие семидесятые годы 20-го столетия, в эпоху расцвета черно-белой любительской фотографии. Однажды в 1969 году, работая техником-конструктором на Красногорском механическом заводе, переступила порог заводского фотоклуба «Красногорск», да так и осталась влюбленной в фотоискусство на всю жизнь.
Первым ее наставником стал руководитель клуба Михаил Иванович Голосовский, который среди многих способных фотолюбителей открыл фототалант и в Галине Николаевне. Он же и привел в 1970 году молодое дарование в Московский фотоклуб «Новатор», где познакомил ее с великолепным учителем, патриархом фотографии Александром Владимировичем Хлебниковым, ставшим на долгие годы для Г.Н.Лукьяновой лучшим наставником и фотомаяком в познании безбрежного океана художественной фотографии.
Просмотр и обсуждение фотовыставок, встречи и беседы с ведущими фотохудожниками страны о развитии отечественной и зарубежной фотографии помогали Галине Николаевне впитывать в себя все лучшие традиции русской фотошколы.
Увлечение фотографией становилось с каждым днем настолько сильным, что она меняет свою прежнюю профессию и становится детским фотопедагогом.
Плодотворная многолетняя работа с 1970 по 1994 годы в Доме пионеров, в клубе юных техников, молодежной фотостудии «Зоркий» помогла Г.Н.Лукьяновой накопить бесценный педагогический опыт и разработать авторскую уникальную методическую программу преподавания в детских фотокружках для школьников разных возрастов.
Вот по этим прекрасным методикам в СССР и преподавали большинство руководителей молодежных фотостудий.
Ее постоянные рубрики «Язык фотографии» и «Школа Галины Лукьяновой» в журнале «Советское фото» открыли многим фотолюбителям разных поколений в нашей стране новые страницы познания секретов фотографии.
О своей работе с детьми Галина Николаевна пишет следующее: «…Мне нравилось, что под моим влиянием ребята расцветали, как цветы, делались все интереснее. Я очень любила их фотографии», «…Я учила ребят языку фотографии и училась сама».
Кроме педагогической работы с детьми, Г.Н.Лукьянова постоянно оттачивала грани своего таланта. Она успешно окончила в 1972 году школу фоторепортажа, а затем институт журналистского мастерства, факультет фотожурналистики при Союзе журналистов СССР.
Используя полученные знания, а терпения, трудолюбия и таланта ей было не занимать, Г.Н.Лукьянова начинает последовательно шаг за шагом пробовать свои силы в трех жанрах фотографии: пейзаж, натюрморт и психологический портрет.
В кратком обзоре невозможно рассказать о каждой фотографии , вошедших в фотоальбом, отдельно. Я лишь поделюсь своими впечатлениями о некоторых из них.
Тема «Тихая жизнь» знакомит с миром натюрморта, занимающего особое место в творчестве автора. Художник с помощью естественного света, грамотного построения композиции передает на каждом кадре объемы, внутреннее состояние вещей и предметов городского и деревенского обихода, как будто сами вещи живут своей отдельной жизнью.
«Осень» – очки, лежащие на стопке книг, внимательно рассматривают через промерзшее стекло окна соседнего дома.
Тема «Солнцеворот» снималась автором в деревне Вышгород в течение 12 лет. В этих снимках отражается безграничная любовь Галины Николаевны к природе родного края, раскрывается талант художника русского пейзажа. Ее фотографии-картины наполнены глубоким внутренним содержанием, широкой гаммой настроения каждого дня и времени года.
«Ожидание» – вселенским пространством, торжеством весны звучит снимок, где одинокое дерево, опираясь на оттаявшую от снега землю, тянет свои ветви к огромному бездонному небу, затянутому плотными облаками, через пелену которых с трудом пробивается солнце.
«Вода прибывает», «Половодье» – круговоротом, неукротимым движением воды наполнена река Протва и создается ощущение, что этот стремительный потоп вот-вот хлынет через край с двух фотографий, расположенных в альбоме рядом друг с другом.
«Закат» – весенний
пейзаж, снятый с верхней точки, раскрывает взору всю глубину панорамы.
Подтопленные в реке деревья и черный оттаявший берег на переднем плане приводят
взгляд к солнцу, уходящему за полоску леса. Фотография, тонированная в синий
оттенок, еще больше добавляет глубины в
вечерний сюжет.
Тема «Русальная неделя»: «Старая ель» – приводит в глушь леса, где старая ель с толстыми корявыми ветками и заросли папоротника являют собой неповторимый сюжет забытого богом места на земле.
«Ведунья» – необычен и колоритен портрет
старушки в лесу с посохом в руке, проходящей мимо замшелой ели. Он создает иллюзию персонажа «хозяйки сказочного леса», как будто возникшей из
небытия, случайно оказавшейся перед
объективом фотографа.
Тема «Крестьяне. Деревня Вышгород» имеет историю с 1976 по 1996 год. Г.Н.Лукьянова познакомилась и подружилась со многими жителями деревни. С годами они перестали стесняться фотосъемки, стали больше доверять ей. Это помогло автору создать психологически точные портреты людей разного возраста, характера и настроения: «Михаил Христинин – деревенский философ», «Семья Трухачевых», «Пастух Михаил Ершов и семья Христиных», «Света», «Лида». Следует отметить успешно снятые жанровые и репортажные сценки из деревенской жизни.
Тема «Покинутая деревня» – в 70-е и 80-е годы двадцатого века новые города требовали много рабочих рук. Молодые ребята и девчата покидали навсегда родную деревню. Оставшись наедине с одинокими, немощными стариками и старухами, деревня медленно умирала. Зарастали травой и кустами дворы, кладбища и бесхозные дома, наступало одиночество и забвение: «Кончина», «Окно», «Последняя и последний в деревне».
Тема «Осенняя тетрадь»: «Дождь» – тонкое, молодое, промокшее деревце с каплями дождя с последними листьями на ветках одиноко стоит на холодном ветру и безучастно ожидает начала зимы.
«Дорога в поле» – длинная и слякотная дорога с белой порошей первого снега уходит через поле в серую промозглую даль. У края дороги стоит бездомная собака с тоскливым выражением глаз и с желанием найти себе где-нибудь уютное пристанище.
Ее постоянные рубрики «Язык фотографии» и «Школа Галины Лукьяновой» в журнале «Советское фото» открыли многим фотолюбителям разных поколений в нашей стране новые страницы познания секретов фотографии.
Фотохудожнику тех лет, идущему своим путем, умеющему видеть и думать по-новому, было всегда сложно пробиться через частокол предвзятых убеждений «специалистов», что эти темы надо снимать только так, а не иначе. Трудно было доказать в ту пору – фотографии с новым почерком тоже имеют право на жизнь. Галина Николаевна вспоминает: «… Хотелось показать людям то, что тебе дорого. Но такой возможности в прошлые годы не было. Не вписывалась я со своей фотографией в фотоканоны 80-х годов. Но моя мозаика из разных фотоциклов постоянно обрастала новыми карточками. Из тех, что экспонировались на выставке, самая «древняя» снята в 1977 году».
Долгая, трудная, кропотливая и настойчивая работа в разных жанрах стала приносить свои плоды, у автора появился особый самобытный фотографический почерк.
Учитывая самоотдачу, высокую требовательность к себе и своим фотографиям, она довела культуру исполнения снимков до высокого совершенства. Впоследствии творчество Г.Н.Лукьяновой открыло особое направление в русской фотографии, обрело своего зрителя и поклонников, стало визитной карточкой на многих престижных фотовернисажах, принесло ей заслуженную славу.
Все фотоснимки Г.Н.Лукьянова отсняла в основном всего в двух местах: в Красногорском Ново-Никольском и деревне Вышгород под Вереей. В Ново-Никольском она живет в зимнее время. Здесь в отдельной комнате, оборудованной под фотолабораторию, происходит таинство печати контрольных и выставочных фотографий, а в свободное время в доме идет съемка натюрмортов. С наступлением каждой весны в кофр укладывается фотоаппаратура, блок черно-белой широкой пленки и фотохудожник уезжает в свой любимый уголок в Подмосковье – деревню Вышгород. Там с трепетом в душе фотоохотника обходит давно знакомые тропинки, поляны, перелески, берега рек, чтобы наедине с природой еще раз увидеть и запечатлеть на фотопленку свои лучшие и неповторимые кадры русского пейзажа. Здесь же в деревне с удовольствием снимает натюрморты и простых деревенских жителей.
За прошедшие десятилетия Галина Николаевна постоянно находилась в гуще фотографической жизни страны. В период с 1976 по 2005 годы она – участник и призер персональных и групповых фотовыставок, проходивших в нашей стране и за рубежом. Ее работы опубликованы во многих книгах и журналах нашей планеты. Трижды награждена золотыми медалями ВДНХ.
О своих фотоработах Г.Н.Лукьянова пишет: «…Для меня фотография – это способ существования, она мне необходима для сохранения чувства равновесия. Мы живем в реальном мире, но реальность такова, какой мы ее видим. Так вот, мир, изображенный на моих фотографиях, для меня реален. Я, конечно, знаю, что он другой, но все же, в какие-то моменты, он бывает таким, каким я хочу его видеть».
«…Наверное, именно поэтому я признаю для себя только ту фотографию, которая несет в себе черты документа, т.е. отпечатана с одного негатива и без каких-либо технических приемов, искажающих натуру».
А.И.Давыдкин,
член Союза журналистов России.