5 октября наши соотечественники Константин Новосёлов и Андрей Гейм, ныне работающие в Великобритании, получили третью в истории новой России Нобелевскую премию по физике. И если предыдущие лауреаты награждались за достижения, сделанные еще в советский период, Новоселов и Гейм получили премию за открытие, датированное 2004 годом. Земляки удостоились премии за создание наноматериала графена – особой формы углерода, представляющей собой лист толщиной в один атом. Графен обладает уникальными свойствами, и в ближайшем будущем он будет использоваться в самых разных сферах, в частности, в электронике.
После известия о том, что Константин стал нобелевским лауреатом, в небольшой квартире в Красногорске, где живут его родители, не смолкает телефон: друзья и коллеги спешат с поздравлениями. Представители прессы караулили чуть ли не на лестничной площадке, и за это время Татьяна Глебовна и Сергей Викторович успели дать не одно интервью разным изданиям. В гостях у «нобелевских» родителей побывали и КВ. Татьяна Глебовна, переводчик и в прошлом преподаватель английского, а также первый человек, с которым Константин поделился своей радостью, была очень гостеприимна.
Какой была Ваша первая реакция, когда Вы узнали о премии сына?
Для меня это было очень неожиданно. Конечно, были надежды, но я никак не думала, что Костя получит премию именно сейчас. В какой-то мере для меня это тоже было шоком.
Расскажите о детстве Кости. Он показывал свои способности уже в школе?
Костя родился в Нижнем Тагиле в 1974 году. Он учился в обычной школе и поначалу не особо чем отличался от других учеников. Четверки-пятерки, аккуратно одетый мальчик, с виду можно принять за отличника.
Впервые Костю заметили в средней школе. Сначала на него обратила внимание учительница по математике Филиппова Валентина Алексеевна. Потом в седьмом классе началась физика, которую преподавала замечательный преподаватель Людмила Сергеевна Расторгуева. Этим двум женщинам Костя очень обязан. Валентина Алексеевна уговорила его поступить в заочную физико-математическую школу при МФТИ. Там был особый подход к обучению, и он очень понравился Косте. В 10 классе он получил свидетельство об окончании этой заочной школы. После этого Костю пригласили в Москву сдать письменные вступительные экзамены в МФТИ, а именно математику и физику. Не успели мы вернуться домой – из вуза позвонили вновь и попросили приехать сдать уже устные экзамены. Так Константин поступил в Московский физико-математический институт.
Выходит, основное влияние на Константина оказали его две учительницы?
Сказать, что он обязан только им – нельзя. Он рос в соответствующей атмосфере. Во-первых, в нашей семье всё было настроено на обучение. Мы никогда не давили на сына, он всегда сам решал, что и где будет учить. В какой-то момент у нас была возможность переехать в другой город, но мы не уехали только потому, что в таком случае Костя не смог бы получить должное образование. Во-вторых, на сына повлияло обучение в заочной школе, где основной акцент делался на физику. А по математике, которой, по мнению Кости, в школе было мало, у него был репетитор Леопольд Яковлевич.
Были ли у Кости какие-либо увлечения кроме математики и физики?
Он также очень любил читать. Любил юмористическую литературу. Но всё же большую склонность он проявлял именно к точным наукам. То, что Костя – технарь, было ясно сразу. А так он всегда был очень разносторонним мальчиком. Умел сделать что-то собственными руками, много времени проводил вместе с отцом - они оба увлекались картингом и буквально «болели» гонками на машинах.
Значит, примером для Кости был отец?
Как и для любого сына. Сергей (отец Кости) также технарь по призванию. Инженер по профессии, он не просто увлекался гонками на машинах – он сам проектировал эти машины. Я с ним училась в одном классе. В отличии от Кости, Сергей в школьные годы был далеко не спокойным мальчиком, местами даже хулиганистым. Не был отличником, интересовался в основном точными науками. Я же наоборот проявляла больший интерес к гуманитарным предметам, иностранным языкам, хотя и математику понимала неплохо.
А сестра Кости, Елена, также пошла по стопам отца?
Лена окончила школу-студию МХАТ, и теперь она живет в Германии вместе с мужем. Там она изучает современное немецкое искусство.
Константин всегда оставался верен своему делу, даже во время переходного возраста?
В переходный возраст он как раз и влюбился в физику.
Как проходили студенческие годы Кости?
Он поступал в 1991 году, а это были очень сложные времена. Есть было просто нечего. Помню, тогда на прилавках в Нижнем Тагиле ничего кроме морской капусты и не было. Сын жил в общаге в Москве, и, конечно, ему было очень трудно. Но он молчал, терпел. Мы ему помогали, как могли.
Когда Костя уехал из России?
После того, как Костя окончил Московский физико-технический институт, он отправился в Черноголовку и работал там одно время. Но там не было возможности реализовать все планы – не хватало оборудования. Поэтому в 1999 году Костя перебрался в Голландию. Там он начал сотрудничать с А.Геймом, который, в свою очередь, тоже окончил МФТИ.
Сейчас Константин не тоскует по родине? Нет желания вернуться?
Как говорится, настоящему учёному нужны пара джинсов, футболка, бутерброд, и лаборатория. Это про нашего Костю. Он не особо беспокоится об одежде и еде. Даже к вручению премии он не успел переодеться и так и пришел в своей бессменной футболке с птичками. Главное для него на работе - хорошо оснащенная лаборатория, возможность свободно передвигаться по миру (в Англии нет проблем с визами) и доброжелательные и компетентные коллеги. А это именно те условия, ради которых Костя уехал в Англию.
Лично Вы никогда не жалели о том, что сын избрал себе такую профессию? Всё же сейчас он вдали от дома, от родственников, да и личную жизнь трудно устроить в таких условиях.
Нет, я никогда не сомневалась в правильности его выбора. Мы с ним периодически видимся, Костя каждый год приезжает в Красногорск. А что касается личной жизни, то ее он как раз устроил. Он встретил женщину, которая полностью понимает его. Они познакомились в Голландии. Его жена по профессии микробиолог. Сейчас они живут вместе в Англии и растят двух годовалых девочек-двойняшек. В данный момент Костя является профессором университета Манчестера, и у него есть всё необходимое для того, чтобы работать и наслаждаться жизнью.
Ваши дети теперь живут за границей. Лично Вам, как матери, не сложно было их отпускать?
Думаю, любой матери было бы сложно. Но знаете, наверно, детям нужно дать свободу для того, чтобы они могли полностью реализовать себя, раскрыть свой потенциал. Не нужно вставать у них на пути, наоборот, надо помочь им.
А Вам никогда не хотелось перебраться поближе к детям?
Пока не хочется. В прошлом году я была в Англии, и было так приятно после нее снова вернуться в Москву, походить по театрам, музеям.
Когда вы переехали в Красногорск?
Мы приехали сюда в 1998, когда в вуз поступала Леночка. Времена тогда были не лучшие, Костя учился и жил в общаге в Москве. Лена тоже решила поступать в институт в Москве, но ее вуз общежития не давал. Мы взвесили все «за» и «против» и решили продать всё в Тагиле и перебраться ближе к детям. С тех пор мы живем в Красногорске. Конечно, тогда этот шаг был очень рискованным, но кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Какое было первое впечатление о Красногорске?
Красногорск мне сразу очень понравился, да и люди здесь хорошие. Вообще этот город чем-то похож на Вагонку – район под Нижним Тагилом. Мы с мужем сразу нашли здесь работу, я пошла преподавать английский язык в колледж. Так что мы все быстро привыкли к этому городу и полюбили его.
Маша Леонова