RSS
Область без новостей
Подмосковье попало в информационную блокаду: независимая пресса зачищена, медиарынок умер

Председатель Комитета по ценам и тарифам Московской области Наталья Ушакова дает интервью относительно роста подмосковных тарифов. Вопросы корреспондента районной газеты звучат несколько подобострастно. «Химкинские новости», в которых опубликован текст интервью, издаются с 1994 года. После гибели защитника Химкинского леса и журналиста Михаила Бекетова в 2013 году, в одиночку издававшего единственную в районе независимую газету, «Химкинские новости» стали монополистом. Если ввести в поисковике цитату из интервью чиновницы, окажется, что ровно тот же текст совершенно случайно решили напечатать «Рошальский вестник», «Пульс Ивантеевки», «Заря» из Талдома, «Долгие Пруды» из Долгопрудного, «Вести Дубны», «Ключъ Фрязино» и т.д. Тоже своего рода монополисты, только независимых изданий в этих городах в последние годы и не было. Секрет удивительного единомыслия редакторов: источник текста — профильное областное министерство.

Коллективный агитатор

Консолидировать муниципальные СМИ областное правительство начало еще при губернаторе Громове, на излете нулевых. С тех пор Подмосковье живет, без преувеличения, в ситуации информационной блокады. Объединив местные СМИ в единый холдинг, администрация губернатора Андрея Воробьева установила жесткий контроль над подавляющим большинством районных изданий. В регионе выстроена государственная медиаимперия, управляемая из единого центра и регулирующая информационные потоки.

В руках губернатора оказались 10 городских порталов, созданное уже при Воробьеве и укомплектованное выходцами из старого РИА «Новости» региональное информационное агентство «РИАМО», радиостанция Р-1 (ТРК «РТВ-Подмосковье»), около 60 локальных изданий, управляемых районными «информационными агентствами», по одному на каждый муниципалитет, и объединенная газета «Ежедневные новости Подмосковья». Особую роль в этой конструкции играет круглосуточный новостной канал «360°», унаследовавший региональные сети когда-то независимых муниципальных телеканалов и эфирную частоту, которую до недавнего времени занимал «Евроньюс».

Структура собственности всех этих предприятий выглядит следующим образом: 10 городских порталов с однотипными названиями («В Подольске», «В Королёве», «В Люберцах», «В Балашихе», «В Мытищах», «В Жуковском», «В Домодедово», «В Красногорске», «В Сергиевом Посаде», «В Реутове») считаются проектами непосредственно «РИАМО», действующего как филиал принадлежащего министерству имущественных отношений Московской области АО «Медиа Подмосковья». Круглосуточный канал записан также на это же акционерное общество. Радио, издательство, 60 районных газет числятся за главным областным Управлением по информационной политике под руководством бывшей сотрудницы ГТК «ТВ Столица» и многолетнего функционера «Единой России» Анастасии Звягиной.

Бюджет одного только телеканала колеблется между 1,2–1,3 млрд рублей в год. Всего же, по разным оценкам, на медиа и пиар консолидированный областной бюджет тратит до 10 млрд рублей: часть напрямую, часть по контрактам информационного сотрудничества с «муниципалами».


Панегирики сверху

«Размеры контрактов посчитать не так просто, — рассказывает Элла Знаменская, шеф-редактор «Жуковских вестей», одного из немногих независимых изданий области, прославившегося бескомпромиссной позицией во время защиты Цаговского леса в 2012 году. — Некоторые из подрядов достаются изданиям, не входящим напрямую в структуры мэра, но занимающим лоялистскую позицию по отношению к властям. А стало быть, о приблизительных цифрах говорить все-таки можно».

Контракты выставляются на госзакупках поквартально и, как правило, в несколько этапов. В целом весь набор услуг по каждой многотиражке составляет порядка 300 000 рублей, в год выходит чуть больше миллиона. Отдельный пункт — выкуп уже муниципальной администрацией части бумажного тиража: «для социальных нужд». «Для того чтобы содержать настоящую газету, этих денег не хватит, но для провластной «муниципальной газеты» этого вполне достаточно, — открывает секрет Знаменская. — Больших штатов у таких изданий не бывает: редактор, два-три сотрудника на рерайт, верстальщик и бухгалтер на полставки. Новости и репортажи присылают «сверху» уже готовые. Самостоятельная работа сведена к минимуму».

«Мы случайно года три назад попали в рассылку Управления внутренней политики области и видели письма, которые они рассылают по редакциям. Обычно это областные материалы, которые в неизменном виде всеми подписантами просто ставятся на полосу под видом авторских, даже без косметических изменений», — объясняет Знаменская. И предлагает открыть на выбор любую местную газету. Две полосы панегириков губернатору, еще две — муниципальным властям, программа передач, объявления. Помимо рассылки пресс-служба области регулярно собирает всех главных редакторов на «оперативки», где задания раздаются устно.

По словам одного из редакторов, бывавших на таких планерках, нагоняй тут могут получить руководители даже формально независимых изданий — например, за то, что не поставили портрет губернатора на первую полосу. «Жуковские вести», впрочем, на таких летучках не бывают. Не зовут.


Внебрачный контракт

Практика информационного сотрудничества с властями не нова, и когда-то даже выглядела по-своему оправданной. Основной рекламодатель «районок» — это малый бизнес. От любого кризиса именно он страдает первым, признаются все участники рынка, а каждая обанкротившаяся парикмахерская или хозяйственный магазин сразу сокращают и без того крохотный рекламный рынок.

«У муниципальных и местных изданий никогда не было долгосрочных контрактов с крупными банками, западными компаниями или производителями косметики, как в федеральной прессе. Все держится на крохотных фирмах, где гендиректор, он же и маркетолог, он же и главный бухгалтер», — рассказывает Элла Знаменская. Соответственно, контракты от государственных органов всегда были важной частью бюджета местных СМИ. Другое дело, что в 90-е речи о монополизации информационного госзаказа не было, а контракты были нейтральными.

«По ним размещалась лишь официальная информация, какие-то объявления, а в остальном местная газета могла работать в русле собственной информационной политики, — говорит журналистка. — Теперь же сотрудничество предполагает размещение проплаченных репортажей и панегириков. Газета должна быть не просто лояльной, а гиперлояльной, причем и местным, и областным властям».

«Независимого бизнеса нет, значит, нет и независимого финансирования, на что будут местные газеты жить? Подмосковные СМИ — это выжженное поле», — резюмирует Алла Чернышева, редактор подмосковного сайта «Активатика» (activatica.org). Читатель районных многотиражек ушел в интернет, переключившись на соцсети и полупрофессиональные активистские проекты, констатирует она.


Все живое осталось в Сети

Сайт Чернышевой один из таких. Созданный знаменитой защитницей Химкинского леса Евгенией Чириковой накануне ее вынужденной эмиграции, он больше похож на коллективный блог, который собирает разрозненные свидетельства локальных конфликтов и протестов в бесконечную мозаику незаконных строительств, экологических бедствий и митингов по всей стране.

«Информацию ищем по соцсетям и знакомым, — говорит активистка. — Благо что практически в каждом городке теперь есть локальные группы». Названия варьируются, но чаще всего типичны: «Типичные Химки», «Типичный Долгопрудный», «Типичный Чехов». Главная платформа — «ВКонтакте». Но не отстает и Фейсбук, где коммьюнити, в отличие от сети «ВКонтакте», посвящены чаще конкретной проблеме: свалка в Ядрове, протесты в Волоколамске, реновация.

Именно тут горожане делятся своими новостями, сплетнями, объявлениями. «В масштабах страны такие группы давно заменили гражданам умершую локальную прессу, — объясняет Чернышева. — Только в Подмосковье их больше сотни».

Вся информация, почерпнутая из интернета «Активатикой», по возможности проверяется и попадает на ленту.

Полностью тут: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/13/77142-oblast-bez-novostey
Этот материал вышел в "Новой газете" № 74 от 13 июля 2018
Теги: воробьев, сми, московская область
Добавил(а) Dinka / 17.07.2018 в 16:31 / Просмотров: 215 / Что пишут?
Комментарии / 1
1 Гость   (13.07.2018 13:20)
Сам себя не похвалишь - в губернаторы не пройдешь smile Вот куда ушли деньги за отмененные в 2015 году льготы ветеранам по бесплатному проезду по Москве.

Оставить комментарий
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
КрасногорскOnline
© 2018 Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка Красногорск online обязательна. 16+