RSS
А.Давыдкин: ПОДДАННЫЕ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ФОТОГРАФИИ
На волне широкого развития в стране любительской фотографии у нас в городе в 1968 году при Доме культуры Красногорского механического завода с активной поддержкой профкома предприятия был создан фотокружок, ставший в дальнейшем фотоклубом «Красногорск». С первого дня основания кружка, а потом и клуба коллективом бессменно руководил энтузиаст-фотомастер Михаил Иванович Голосовский. Как только на заводской
проходной появилось объявление о наборе в фотокружок, к Михаилу Ивановичу тут же потянулись заводчане разных профессий,
и среди них пришла на занятия техник-конструктор Галина Николаевна
Лукьянова. Со временем в ней раскрылся не только самобытный фотографический
почерк, но и педагогический талант и дарование по работе с коллективами юных
фотолюбителей разных возрастов – от первоклашек и до выпускников старших
классов.
Шло время, и скоро фотокружку в
Доме культуры стало тесно, тогда по просьбе М.И.Голосовского профком завода
снова пошел ему навстречу и предложил освоить подвал в доме на Первомайской
улице. Как только помещение было капитально отремонтировано, кружковцы тут же
одну из комнат обустроили под фотолабораторию для проявки пленок и печати
фотографий. Каждый принес из дома свое
оборудование: фотоувеличители, ванночки, бачки и многие разные
фотопринадлежности, чтобы скорее приступить к любимому занятию. Вот с тех пор этот уютный уголок на долгие годы и стал главным фотоцентром для красногорских фотолюбителей.

Михаил Иванович умел находить свой особый подход к каждому, ставил ему
конкретную задачу и нацеливал на достижение
высоких вершин в создании
художественных фотографий. Творческие занятия и практическая работа стали
быстро приносить весомые результаты, в кружке собрались талантливые ребята,
которые и составили основное ядро.

Лично я первые шаги в любительской
фотографии начал делать с 1965 года, когда работал в фотосборочном цехе на КМЗ.
Конечно, как и многие начинающие фотолюбители той поры, был предоставлен сам себе. Снимал и для семейного альбома, и немного о природе, а потом печатал фотографии в ванной
коммунальной квартиры с согласия своих домочадцев и соседей. Лишь в октябре 1969 года меня привел в фотокружок мой друг Борис Ковалев. Гордый и довольный своими снимками, на которых красовались белочки в парке, цветочный горшок на подоконнике и тому подобное, я предстал пред ясные очи фотомаэстро.

Посмотрев мои фото, Михаил Иванович сделал какие-то замечания по композиции кадра, а затем раскрыл передо
мной папку со снимками ребят из фотокружка. Вот тут-то мои глаза и округлились
до величины блюдца – изящные фотографии излучали свет, гармонию и красоту.

Заметив на моем лице восторженный взгляд, М.И.Голосовский спросил: «Ну что, нравится?» Когда я согласно кивнул головой, он сказал мне: «Если у тебя есть желание, приходи к нам на занятия,
и ты сам сможешь стать таким же автором». Вот так с 1970 года и по сей
день я служу ее величеству фотографии.

Заниматься художественной
фотографией в семидесятые годы XX века было очень сложно. Снимали в основном фотоаппаратами любительского класса, да и сменной оптики было маловато. Иногда выручали друзья, дававшие на день-другой для съемки широкопленочную камеру модели «Москва» с кадром 6х9 см или в лучшем случае «Салют» с кадром 6х6 см, что в дальнейшем позволяло качественно печатать снимки большого размера.
Посильную помощь с фотоматериалами и химией оказывала нам старейший фотограф КМЗ Любовь Антоновна Прокофьева. Когда к ней приходил М.И.Голосовский, она поручала ему какую-то работу, а потом в
знак благодарности из своих запасов снабжала кружок или фотопленкой, или рулонной фотобумагой.

Жизнь в фотокружке кипела постоянно. Вечером после работы или днем в выходные мы собирались здесь, чтобы
обсудить с Михаилом Ивановичем текущие задачи. Решали организационные вопросы участия кружка в очередной фотовыставке,
просматривали новые негативы и отбирали лучшие кадры, с которых потом печатали выставочные фотографии большого размера. О выставочной фотопечати снимков
форматом 40х50 см или 50х60 см стоит рассказать отдельно. Я помню многих
фотолюбителей, умеющих здорово снимать, но когда дело касалось многочасового бдения у фотованны, у некоторых из них попросту опускались руки. Нужно было приложить максимум усилий, сноровки, терпения,
перевести кучу фотобумаги, применить
разные технические приемы печати, чтобы с негатива получилась
художественная фотография высокого класса. Самой терпеливой в этом деле была Галина Николаевна Лукьянова. Она в совершенстве освоила способ «мокрой» печати, помогающий «выжимать»
стопроцентную картинку из любого негатива, имеющего в себе самое сложное
сочетание света и тени, от чего конечный итог – фотография – смотрелся прекрасно.

Организаторские способности
Михаила Ивановича Голосовского всегда были на высоте. Каждый год в Доме
культуры КМЗ проводилась очередная
отчетная выставка кружка художественной
фотографии. За время посещения выставок красногорцы оставили в книге отзывов много теплых поздравлений, пожеланий и благодарностей участникам и
организаторам. Вот что они писали в 1971 году:

«Получили большое удовольствие от
выставки. Хотелось бы, чтобы она имела продолжение в виде фотосалона, а
фотография была достоянием не только фотографа, но и всех жителей города.
Уверены, что создание фотоклуба на основе фотокружка расширит культурную жизнь
города».

Большим подспорьем для Михаила
Ивановича Голосовского было и то, что Галина Николаевна Лукьянова на базе фотокружка для взрослых успевала проводить занятия с мальчишками и
девчонками, а потом находила время поснимать
для себя и напечатать в
фотолаборатории настоящие шедевры. Тандем М.И.Голосовский и Г.Н.Лукьянова
сыграл большую роль в успехах фотокружка. Михаил Иванович отлично понимал, что, имея в запасе солидный творческий багаж кружка, надо обязательно выходить на фотографические просторы Москвы. Он познакомился с коллективом Московского фотоклуба при Доме культуры «Новатор», где были очень талантливые и сильные авторы.
Те, посмотрев коллекцию фотографий красногорцев, решили устроить выставку этих работ в своем клубе. После успеха в «Новаторе» слава о красногорском фотокружке стремительно пошла расти.

Успехи взрослого и детского
фотокружка были отмечены в Москве в Межсоюзном Доме самодеятельного творчества МОСПС (Московского областного совета профессиональных союзов). В 1971 году коллектив становится фотоклубом «Красногорск»
и экспериментальной студией – организационным центром по работе с юными
фотолюбителями. В этом же году Галина Николаевна вместе со своими студентами перешла в заводской клуб юных техников
(КЮТ), где условия занятий с детьми в учебных кабинетах были намного
комфортнее.

Юные любители, впервые оказавшись в фотоклассе, попадали как бы в своеобразный музей, где на стеллажах покоились старинные фотокамеры, самодельные фоторужья А.Я.Артюхова, проекционная
аппаратура начала XX века, на стенах висели
художественные фотографии. Такое оформление сразу настраивало детей на серьезное отношение к фотоискусству.

Г.Н.Лукьянова посвящение в
таинства фотографии не ограничивала только лабораторной работой. Ее часто можно
было видеть с воспитанниками на съемках природы и в выставочных залах. Во время
фотографирования и экскурсий у детей происходило эмоциональное и зрительное
накопление эстетических впечатлений, что несомненно помогало ученикам более полно чувствовать красоту окружающего
мира. Галина Николаевна во время обучения студийцев настраивала их на
соревновательный процесс, у кого фотография на ту или иную тему получится лучше.
Грамотное обучение детей и внимательное отношение на занятиях к каждому
ребенку давали хорошие результаты в фотографии. В 1972 году на первом
Международном детском фотоконкурсе «Зоркий–Дружба–50», посвященном юбилею
пионерской организации, наша студия завоевывает звание лауреата. В последующие
годы фотоклуб «Красногорск» и молодежная студия стали активными участниками
ряда международных фотоконкурсов.

1974 год. Выставка лучших работ
фотолюбителей Московской области в Югославии.

1975 год. Выставка фотографий малых
форматов в Польской народной республике.

1976 год. Участие в Международном
студенческом салоне в Сингапуре и в
выставке « Глазами рабочего класса» в ГДР.

Мои занятия в фотоклубе
продолжались и дальше. В конце 1971 года по совету М.И.Голосовского решил
поменять свою профессию и стал работать фотографом в ЦКБ завода. В 1972 году
для повышения профессионального мастерства я
поступил учиться в школу фоторепортажа при Центральном доме Союза
журналистов СССР. Полученные навыки помогли в
журналистике. Осенью 1975 года сбылась моя заветная мечта – меня приняли
на работу фотокорреспондентом в районную газету «Авангард».

В 1976 году завод организовал юбилейный, пятый
фотоконкурс, в нем приняли участие 34 автора. От них поступило 205 работ и среди
них были фотографии детей из КЮТа. Условиями конкурса предусматривалось
определение призеров по различным темам. Жюри отметило возросшее мастерство заводских фотолюбителей,
разнообразие тем, которые они раскрыли в конкурсных фотографиях. Победителей фотоконкурса наградили фотоаппаратами и объективами,
выпущенными на КМЗ. Первую премию за серию снимков по теме «Завершающий год
пятилетки» присудили фотомастеру
Н.С.Багаеву (КМЗ). Второй премией жюри наградило корреспондента заводской
многотиражной газеты «Советский патриот» Б.И.Ковалева. По разделу
«Международный год женщины» первую премию вручили мне. За спортивную тематику
первую премию присудили слесарю сборочного цеха Евгению Александрову. Вторым
призером по свободной тематике стал М.И.Голосовский, ему же вручили и первую
премию за успехи фотоклуба «Красногорск». Отдельную премию получил детский
коллектив под руководством Г.Н.Лукьяновой. За лучшие фотоснимки жюри присудило дипломы членам фотоклуба: Валерию Паутову,
Виктору Ускову, Александру Соколову, Татьяне Почестневой.

В апреле 1976 года были подведены
итоги Всесоюзного фотоконкурса
«Красногорск–75», в адрес которого поступило 2474 фоторабот от 615 авторов, из
них 41 фотография из Польши и Болгарии. В этом
конкурсе принял участие 31
фотоклуб страны. Среди фотолюбителей, награжденных дипломами, жюри отметило и
членов фотоклуба «Красногорск»: Ускова, Паутова, Лукьянову, Александрова и
меня. За лучшие клубные коллекции второй премией наградили фотоклуб «Красногорск».

С 1977 года взрослый и детский
коллективы клуба постоянно участвовали в самых престижных фотовыставках, а по
итогам конкурсов заслуженно получали
очередные звания лауреатов и дипломантов. Особо стоит отметить признание
красногорских фотолюбителей на международных выставках, таких как: «Интерпрессфото-77» в Москве, «Орво-Пентакон»
в ГДР, «Уолдпрессфото-78» в Голландии, а также в Италии, Франции и Бельгии в
1978 году.

В 1979 году фотоклубу «Красногорск» завод выделил новое помещение,
расположенное в общежитии на улице Школьной, дом 4. Михаил Иванович с присущим
ему энтузиазмом украсил выставочные залы фотографиями старых русских мастеров,
в витринах студии поместил коллекцию старинной фотоаппаратуры и экспозицию фотоаппаратов, выпущенных
заводом с 1946 по 1975 год. В марте во
вновь оборудованном клубе он совместно с межсоюзным Домом самодеятельного творчества МОСПС провел
удивительную выставку, посвященную 140-летию изобретения фотографии. На
вернисаж пригласили всех ведущих
фотохудожников страны, представителей из Министерства культуры, ряда газет, телевидения, редакции журнала «Советское фото». Юбилей
был проведен на самом высоком уровне. Значение этой выставки по словам
специалистов уникально.

«Вот он – прообраз национального фотомузея, призванного
пропагандировать русскую и советскую фотокультуру», – пишет в книге отзывов
редактор отдела истории и теории журнала «Советское фото» А.А.Фомин.

Успех экспозиции отметили газеты
«Советская культура», «Ленинское знамя», журналы «Советское фото» и «Чешское
ревю».

1979 год – Международный год
ребенка. Фотоклуб «Красногорск» выступил инициатором Всесоюзного конкурса
детской художественной фотографии «Глазами детей», который организуют и
проводят Межсоюзный дом самодеятельного творчества МОСПС, Красногорский механический завод, редакция газеты
«Пионерская правда» и журнал «Советское фото». Коллекцию молодежного фотоклуба
«Красногорск» наградили специальным
призом журнала «Советское фото», первой премией и дипломом лауреата.

Затем коллектив принял участие во
Всесоюзной выставке «Фотография и время», посвященной 60-летию советской
фотографии, и в международном конкурсе в Софии. В том же году в соответствии с планом по культурному обмену
Союз общества дружбы с народами зарубежных стран направил М.И.Голосовского в ЧССР для организации в Праге выставки молодежного фотоклуба
«Красногорск».

После моего возвращения из
загранкомандировки я созвонился с Михаилом Ивановичем, и мы с ним встретились в
фотоклубе на Школьной, 4. Он показал всю экспозицию клуба и рассказал о том, чем жили взрослый и детский
коллективы за время моего отсутствия в Красногорске. В конце нашей беседы
разговор пошел о перспективном развитии фотолюбительства в Красногорске. И тут
Михаил Иванович предложил: «Пойдем, прогуляемся по городу, и я покажу тебе
интересную стройку в доме на улице Ленина, 5Б». Когда мы осмотрели первый этаж, он сказал: «Здесь идет строительство заводской молодежной
фотостудии, о которой мы мечтали когда-то, сидя в своем подвальчике на
Первомайской, и наша с тобой задача, чтобы она получилась самой лучшей в
стране. Давай подумай и приходи работать на завод, будем вместе создавать
студию».

В 1980 году за высокое
исполнительское мастерство, пропаганду любительского фотоискусства, активную
творческую работу с молодежью коллектив фотоклуба «Красногорск» наградили
почетными грамотами, призами, дипломами ВЦСПС, МОСПС, Красногорского ГК ВЛКСМ,
Союза журналистов СССР и присвоили
звание народного фотоклуба. Руководителя клуба М.И.Голосовского наградили
знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве». Межсоюзный Дом
самодеятельного творчества МОСПС
рекомендовал молодежный народный фотоклуб «Красногорск» к присвоению почетного
звания «Лауреат премии комсомола Подмосковья».

В марте 1981 года генеральный
директор объединения В.Г.Трифонов подписал приказ и план-график подготовки к
открытию молодежной фотокиностудии «Зоркий», после чего вся стройка проводилась
под директорским контролем. К концу года отделочные работы в студии строители
завершили. В начале декабря по приказу В.Г.Трифонова меня перевели в отдел
дошкольных детских учреждений на должность старшего мастера
производственного обучения с целью дальнейшей работы преподавателем в
фотокиностудии. Так что до лета 1982 года мне пришлось решать много
организационных вопросов: составление и утверждение должностных инструкций на
сотрудников студии, оформление эскизов лабораторного оборудования и контроль за
его изготовлением в цехах, комплектация
музея фотокиноаппаратурой и сменной оптикой, выпущенными на заводе за
период с 1946 по 1981 год.

Для занятий с детьми
М.И.Голосовский и Г.Н.Лукьянова разработали трехгодичную программу обучения
юных фотолюбителей с учетом возрастных особенностей подростков. Программа была
создана в целях развития у детей способностей к фототворчеству, интереса к
фототехнике и художественной
фотографии, а также профориентации фотолюбителей третьего года обучения для
работы на КМЗ.

Предыдущий опыт работы с молодежью
у Михаила Ивановича и Галины Николаевны уже был. Многие их ученики пришли на
КМЗ и стали хорошими специалистами: Николай Гусев работал оптиком-контролером;
Надежда Мишукова – лаборантом по испытанию объективов; Игорь Парфианов трудился
инженером по качеству; Валерий Самусев и Василий Трофимов стали фотографами в
центральной кинофотолаборатории; Борис Ковалев, Алексей Мельников, Алексей
Иноземцев, Татьяна Конушкина – фотокорреспондентами в заводской газете
«Советский патриот» и районной газете
«Авангард».

По указанию руководства завода
студия 1 сентября объявила набор фотолюбителей из красногорских школ. Детей мы распределили по возрастным
группам. У меня старшеклассники, у
Николая Гусева – ребята с 5 по 7 класс. К Галине Лукьяновой пришли дети с 1 по
4 класс, Александр Лаврухин набрал старшеклассников в киногруппу. Работа велась
в студии по предварительному графику, составленному по взаимному согласованию
между педагогами. Обучение в студии теоретическим и практическим навыкам,
творческому мастерству велось на каждом уроке по принципу от простого к сложному.

На первых лекциях детей знакомили
с историей фотографии, устройством фотоаппарата и принципом его работы.
Проводились практические занятия по зарядке пленки в кассету и фотобачок, а
также им показывали обработку фотопленки в проявителе и фиксаже. В фотолаборатории
проходили познавательные уроки составления фотограмм. С помощью спичек, кнопок,
скрепок, веточек, листочков и травинок нужно было выкладывать на листе
фотобумаги разные смысловые сюжеты. После засветки под фотоувеличителем, проявки в ванночке и фиксирования у ребят
получалась интересная черно-белая картинка. Промыв и отсушив фотоснимки,
преподаватели проводили с авторами беседу о том, что они хотели выразить.
Обсудив каждый снимок, студийцы выбирали самые красивые работы для выставочного
фонда группы.

В августе 1983 года преподаватели
фотографировали мероприятия, проходившие в пионерлагере «Сказочный», а в
свободное время набирали детей из лагеря и проводили занятия с ними в
фотокружке. В конце августа группа преподавателей и студийцев во главе с
начальником студии Л.Я.Беловой поехала
с отчетной выставкой в Ригу.

После монтажа в рижской студии
красногорской выставки «Глазами детей» состоялось открытие экспозиции и творческая
встреча с именитыми мастерами фотографии. Они с удовольствием посмотрели
фотовыставку, высказали свое мнение о снимках, поблагодарили нас за приезд и
пожелали коллективу фотостудии «Зоркий» новых творческих успехов. В свободное
время до отъезда мы снимали виды Риги,
ходили на экскурсии. Я там сделал серию снимков панорамы города, которые потом вошли в мой альбом. В
дальнейшем в выставочном зале «Зоркий» прошли выставки молодежной студии
«Ирис», фотоснимков А.М.Родченко и А.Акиса.

Все выставки, которые проходили в
студии, проводились за счет творческих связей М.И.Голосовского с фотоклубами и
фотохудожниками. В основном коллекции комплектовались снимками ребят, которые
раньше занимались в группах у Г.Н.Лукьяновой, Н.Гусева и М.И.Голосовского.

В 1992 году в выставочном зале ФКС
«Зоркий» прошел Международный детский фотоконкурс «Европа – наш общий дом».
Первую премию (фотоаппарат «Зенит-автомат») получила фотокиностудия «Зоркий»
Красногорского механического завода. Воспитанники Г.Н.Лукьяновой – Владимир
Гугняев, Алексей Олин, Сергей Заикин были удостоены специальных премий журнала
«Советское фото».

За большой вклад в развитие
детской и подростковой фотографии в стране, высокие творческие результаты,
разработку методики преподавания и обучения фотоискусству, налаживания
контактов между юными фотографами разных стран была отмечена специальным призом
педагог студии «Зоркий» Г.Н.Лукьянова.


Подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить
следующее. В ведущих фотостудиях страны художественными руководителями
являются, как правило, люди, имеющие опыт практической работы в художественной
фотографии, высококлассные специалисты. Каждый из них традиционно является
творческой личностью. Авторитет и профессиональные связи таких
руководителей позволяют им ярко
разнообразить жизнь студии, проводить обмен творческим опытом с лучшими
аналогичными студиями страны и задавать высокий настрой, который необходим для
постоянного движения вперед. Именно такими личностями и были в
Красногорске Михаил Иванович
Голосовский и детский педагог Галина Николаевна Лукьянова. Они вкладывали душу
и талант, потратили немало здоровья, нервов и сил, чтобы взрослый и детский
фотоколлективы стали известны своими фотографическими достижениями не только у
нас в городе, но и в стране и за рубежом. Супруги оставили яркий след в
развитии художественной фотографии, были награждены самыми высокими призами и
получили признание на многих престижных фотовыставках, то есть вписали свою,
неповторимую страницу в историю нашего оптического города. Об этом я и хотел
напомнить в год 70-летнего юбилея
Красногорска.

(С сокращениями)
На снимках М.Голосовский, А.Давыдкин, Г.Лукьянова, работы студийцев -День Победы, Владимир Гугняев, 13 лет, котенок на дереве, Владимир
Гугняев., ромашки, Михаил Камынин, 15 лет, диплом за участие в международном фотоконкурсе в Риме Сергею
Заикину, 18 лет. и их награды.

Screenshot_9.jpg
SEMKA-V-MOSKVE.jpg
RODCNKO.jpg
R.BAS.-ILLYZIY.md.jpg
PERVYI-SNEG.jpg
PEIZAZ.jpg
O.PISULIN-MINISTR.jpg
E.CERNOVA-KOROL.jpg
DEV.jpg
DDD.jpg
DAV.jpg
20180127_152515.md.jpg
20180127_152451.md.jpg
20180127_152415.md.jpg
TTT.jpg
Добавил(а) Dinka / 23.09.2019 в 18:18 / Просмотров: 3539 / Люди
Комментарии / 4
4 di_kuzmin   (03.03.2019 21:18)
Спасибо за статью! С удовольствием почитал воспоминания. Старейший фотограф КМЗ Любовь Антоновна Прокофьева моя бабушка:))

2 Elena   (22.12.2012 01:23)
А существует ли студия в каком-либо виде сейчас? Сохранился ли ее архив? И можно ли найти ее организаторов, чтобы сделать с ними интервью?

3 Dinka   (22.12.2012 13:51)
Этой студии, конечно, давно нет. Но А.Давыдкин жив, здоров. Думаю, от интервью не откажется smile Жив и М.И.Голосовский.

1 Гугняев Владимир   (16.10.2010 16:41)
Огромное человеческое спасибо талантливой женщине и прекрасному фотографу от её ученика. Весь мир для меня изменился когда меня научили смотреть на него через видоискатель фотоаппарата. Лукьянова Галина навсегда останется в моём сердце, как человек открывший для меня мир с новой неизвестной стороны.

Оставить комментарий
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
КрасногорскOnline
© 2016 Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка Красногорск online обязательна. 16+